версия для печати

СОЧИ - ЭТО ПРАЗДНИК И МЫ ХОТИМ В НЕМ УЧАСТВОВАТЬ!

В интервью журналу "Энергополис" генеральный директор ОАО "Электросетьсервис ЕНЭС" Николай Коробков рассказал, как его предприятие работает в современных условиях.

Грозовой сезон и гололед - это две  особенности Сочи.  Если есть грозотрос, линию мы защитили от грозы. Но приходит гололед, трос начинает плясать, рваться - опять линия отключается. Значит, трос надо снимать. Снимаешь трос - попадаешь под грозу. Вот Сцилла и Харибда, как между ними пройти? Было принято техническое  решение:  трос снимали, а на каждой опоре вешали так называемые подвесные ОПН, чтобы от грозы перенапряжение убрать.
Работа тяжелая, все по горам. Отключить линию надолго нельзя. Работа большая, тяжелая, технологически сложная, потому что ВЛ не отключаем, держим. Сочинский регион сложен высокой влажностью, частыми осадками: то ливень, то снег с дождем, то еще какая-нибудь неприятность. А работы под напряжением любят хорошую погоду. Приходилось выбирать моменты, сидели под опорами, ждали, когда уйдет туман. Туман спал, дождя нет, влезли, поработали.

Сочи - это не просто какой-то регион
со своими энергетическими особенностями,
Сочи - это Олимпиада, это лицо нашей страны.

- А в целом, Николай Михайлович, как бы вы охарактеризовали проблемы энергоснабжения?
- Во-первых, особенность месторасположения Сочи. Во-вторых, когда создавали систему энергоснабжения Сочи, сочинского узла, получилось так, что линии, которые туда проходят, все идут через один коридор, через перевал.
Вся беда Сочи - это сеть. Сеть старая. Сеть, на которую ФСК потратило в свое время достаточно большие суммы, чтобы привести в порядок. И первая программа началась по замене грозотроса, по расширению просек. По замене изоляции. И состояние опор было печальное, много опор укрепляли и меняли. Судя по всему, к ним лет сорок никто не подходил, А с учетом соляных уносов...

- А что это такое?
- Это влага с солью. Железо разъедает, на фарфоре осаждается солевой налет. Вообще условия эксплуатации очень тяжелые. Парадокс: к каждой опоре делали свою дорогу. Бульдозер прошел, пробил трассу, машина проехала. Если в этот день не успел закончить, а завтра дождь, то ты снова посылай бульдозер. Потому что после дождя здесь размыло, здесь смыло,,. Вчера дорогу сделали - сегодня дождь, и снова пробивай дорогу. На берегу все очень красиво: солнышко, море, все замечательно. Чуть поднялся вверх - сразу обнаружил кучу проблем.
Сейчас с учетом Олимпиады подразвили сеть, построили еще линию, построили подстанцию - как бы сеть расширили. Но вся беда - это погодные условия: Сочи на берегу моря, вокруг горы. И все, что туда заходит, идет через горы.

- Значит, не зря построили ТЭС?
- То, что построили ТЭС, - это хорошо. Но там нет такого количества газа, и газовики газа не дают, чтобы построить небольшие резервные мощности на газу. На угле строить? Это железная дорога, а она и так загружена. Была одно время идея проложить кабель в Сочи по дну моря. В принципе, идея красивая, от погодных явлений мы уходим. Но безумно дорогая.
А вообще в Сочи мы постоянно поддерживаем связь и с мостостроителями, и с дорожниками - со всеми и готовы в любой момент включиться, помочь. Потому что Сочи - это же не просто какой-то регион со своими энергетическими особенностями, Сочи - это Олимпиада, это лицо нашей страны. Поэтому тут вопрос, участвовать или не участвовать, если это необходимо, если в этом есть потребность, просто не стоит. И дело не в зарабатывании денег, хотя у нас, как у любого предприятия, конечная цель - это прибыль. Просто Сочи - это красивое знамя, мы помним, как люди плясали, узнав об Олимпиаде в Сочи. Сочи - это праздник для людей, и мы хотим в нем участвовать!

Я не понимаю слова «бакалавр» или «магистр».
Я понимаю слово «техник» и слово «инженер».
И понимаю, что за этими словами должно стоять.

- Николай Михайлович, у вас единственная бригада, которая может работать и имеет право работать под напряжением?
- У нас не одна бригада, а несколько бригад - обученных, оснащенных. Есть еще на Дальнем Востоке. В свое время, лет десять тому назад, мы обучали, оснащали персонал дальневосточников. Они еще могут работать. В европейской часта больше никто не работает. На Урале никто не работает. На Волге никто не работает. Только "Электросетьсервис".

- Как вы подбираете людей в эту бригаду?
- Это обычные люди, обычные монтеры, только прошедшие обучение. Работа сама по себе, по технологическим приемам, не представляет сверхсложности. Почти на 80-90% это те же приемы, которые применяются обычно. Человеку с детства говорят: "Не суй пальчик в розетку - там 220 вольт, тебя убьет или сильно ударит".
А тут он лезет на 220, или на 750 тысяч вольт, или вообще на миллион 150 тысяч вольт - и сидит на этом проводе, когда вокруг все трещит. Потому что при соблюдении технологии, при наличии защитных средств, защитных костюмов это не представляет опасности. Для "Сервиса" это обычная рядовая работа. Другое дело, когда идут разработки новых технологий, когда надо менять грозотрос под напряжением. Это уже другой технический уровень, более сложные технологии.
К сожалению, энергетика - очень-очень консервативная, инерционная , из-за чего даже в тяжелые годы ее развалить не смогли. Но ее и развить, с другой стороны, быстро нельзя. Слишком большие инвестиции, слишком большие и длительные периоды строительства крупных объектов, атомных станций. Это же нельзя построить за год. Даже если у тебя куча денег есть и куча народу.

У любого руководителя одна цель:
предприятие должно быть высокоэффективным, прибыльным.

- И надо готовить персонал.
- Стройной системы, которая существовала в Советском Союзе (ПТУ, которые готовят рабочий класс; техникумы, которые готовят мастеров среднего звена; институты, которые готовят инженерные кадры), сейчас нет. Мы занимаемся самообучением, самообразованием. Не внешний мир предлагает нам кадры, а мы эти кадры выбираем, учим в полевых условиях, в учебных комбинатах, внутри системы. Из них же людей со средним специальным или даже иногда с высшим образованием готовим на уровень мастеров, старших мастеров. Институты, правда, поставляют специалистов.

- Какой квалификации специалисты приходят из институтов?
- "Общей"! Я ретроград, Я не понимаю слова "бакалавр" или "магистр". Я понимаю слово "техник" и понимаю слово "инженер", понимаю - "кандидат наук". И понимаю, что за этими словами должно стоять. А человек, приходящий со званием бакалавра? Я не могу определить, он кто. Он техник? Он полуфабрикат какой-то. То, что он не инженер, - однозначно. У него нет специального образования и специальных знаний в достаточном объеме. Поэтому слово "бакалавр", очень красивое слово, я не понимаю. Я - не понимаю, кто ко мне пришел и что мне с ним делать.

- А молодежь приходит, Николай Михайлович?
- Когда "Сервис" создавался, 15 лет назад, средний возраст в нашей организации был 42 года, а сегодня средний возраст 38 лет с небольшим.

- Это очень хороший возраст.
- Да, Большая часть нынешних руководителей среднего звена (я имею в виду начальников отделов и служб) - это люди, которые пришли к нам десять лет назад из Московского энергетического, из других энергетических институтов. Пришли инженерами. И сейчас это другое поколение, которое уже у руля. Вообще, когда говорят, что молодежь стала хуже, потому что раньше она была лучше, ходила с комсомольским значком, - это полный бред. В свое время, когда мы учились, у нас не было таких четких представлений о том, чего мы хотим. У нас был гарантированный кусок хлеба, 110-115 рублей зарплата инженера, куча рабочих мест плюс три года, когда ты был обязан по принципу рабовладельческого строя отработать в определенной организации. Не отрицая старого времени, времени социализма развитого или недоразвитого (какой мы там строили, я уж забыл), - это было очень скучное время.
Говорят, сейчас много вранья. Но ведь в советское время этой лжи и вранья было на порядки больше. Каждому давались сто рублей и гарантированный кусок хлеба с куском колбасы. И никому не был интересен сам человек! Вот говорят: очень богатым, как наш Абрамович или Гейтс, могут быть только 3-4% людей. Их можно ругать, можно что угодно говорить. Но это талантливые люди. Я видел талантливого токаря, которого не мог заменить ни один токарь. Так и бизнесмены. А советская власть не допускала, что есть люди талантливые, власть хотела, чтобы все было по разнарядке. Если Госплан сказал, что вам положена тысяча столов на всю страну, хоть умри, больше тысячи столов никто тебе не даст.
Если говорить объективно, то советскую власть не Горбачев развалил, не Иванов, Петров или Сидоров - просто экономика развалилась. Развалилась экономика, и за ней посыпалось все государство. Экономика, в которой инновации не принимаются, а все, что инновационно сделано, вдвойне засекречено. Станочный парк изношен до предела. Изготавливалось сто деталей, из которых 99 отбраковывалось и выкидывалось, и одна, случайная, по теории вероятности, была нужного качества.

- А ваше предприятие дает вашим сотрудникам возможность для роста?
- На совещании молодых специалистов, которые мы проводим ежегодно, я начинаю с одной фразы; молодость -это недостаток, который быстро проходит. У любого руководителя одна цель: предприятие должно быть высокоэффективным, прибыльным. С кем это можно достичь? Только с талантливыми людьми, С ними сложнее, но зато с ними выход, выхлоп, эффект больше. И сколько ему лет - мне абсолютно все равно. Я не выполняю программу омоложения коллектива. Вот когда придет 20-, 30-, 40-летний, который лучше работает, чем тот, которому 60, - вот тогда я этого подвину. Я извинюсь перед человеком, и я их переставлю местами.
Но пока 60-летний или даже 65-летний делает лучше, чем это делает 40-летний или 30-летний, - почему я должен их менять? Менять людей в принудительном порядке только из-за того, что у него в паспорте стоит год рождения? Мне результат нужен!

- А когда вы почувствовали интерес к энергетике?
- Я после МЭИ попал в управление дальних передач, а оно в то время решало самые серьезные задачи... Первая линия 500 к В, первая линия 750 кВ, первая линия 1150 кВ. Новые классы напряжения, новые конструкции - все новое.

- Это почти как в космос.
- Да, и по тем временам, и по нашим - сверхинтересные вещи. И еще сверх-важно для молодых встретиться с Учителем. С большой буквы. Я был рядом с великим человеком, великим инженером Виталием Александровичем Вершковым. Он лауреат Ленинской премии за линию 500 кВ, первую в мире, за перевод Москва-Куйбышев на 500 к В. Человек был очень оригинальный. Человек,  который  любил  молодежь  и доверял молодежи.
Вот эпизод из жизни. Заходит Виталий Александрович в службу, видит меня: "Едем со мной". Сажает с собой в машину, везет в Белый Раст. По дороге достает стопку чертежей и говорит: "Вот нужно здесь построить опытный участок линии 2200 кВ, на фазном исполнении. Каскад трансформаторов, чтобы задрать это напряжение, мне Татаркин сделает (такой же молодой специалист, как и я), а ты мне, пожалуйста, вот спроектируй линию - тут анкерочек, тут анкерочек, а посредине опора итальянского типа, и фазочку мне вот эту брось. Да, и завтра проекты принеси". А что такое опоры итальянского типа? Понятия не имею. Как посчитать провод, чтобы его подвесить, как заложить фундамент и вообще какие опоры поставить на анкера, какие нагрузки - понятия не имею, потому что чертеж, который он мне дал, - это просто гирлянда, 12 проводов в фазе. И все. И я за ночь ему должен сделать проект, на который институт тратит год. За ночь я ему, конечно, не сделал. Но за две недели я сделал этот проект. Да, не спал ночами, я изучал литературу, методики расчета. Благо база институтская позволяла, все-таки институт давал много образования общего профиля. Да, мы не успели ее построить -только закопали фундамент и привезли опоры. Но он уже смотрел в будущее, что потом России, чтобы передать большие мощности, надо освоить не то что1150 (хотя и она-то еще не была построена), а уже 2200.
И еще у меня был классный учитель - начальник службы линии Владимир Антонович Сибирцев. Линейщики называют его гуру. Это человек, который в Египте еще строил линии для Асуана. Вообще, удивительно, что из одной маленькой службы линии, в которой было пять человек народу, вышло два руководителя; Коробков и Дикой. Это говорит о Сибирцеве как о руководителе... Не такие уж мы шибко талантливые, нет. Я думаю, когда мы пришли, мы все были одной масти, одной планки, одних знаний. Только одному дали возможность развиваться, а другому нет. Вот и все. Я опускаю то, что Сибирцев прекрасный инженер, а человеку, который сумел в маленькой, из пяти человек, службе вырастить двух руководителей, может позавидовать любой.

Энергетика - это инерционность и консерватизм.
В энергетику - дозировано, разумно - деньги нужно вкладывать постоянно.

- Для справки - расскажите о вашей компании.
- Наша компания была создана в 1994 году в декабре, когда "Даль-ние  электропередачи"   стали  пре-образовываться в МЭСы, новую сис-тему обслуживания сетей. Нас бы-ло человек триста. За 15 лет нас уже тысяча с лишним. Восемь филиалов по всей России: Ульяновск, Ульянов-ская область, Новгород для Северо-Запада, Пятигорск для Юга, под Рязанью и под Москвой - база   для   Центра,   Новосибирск специализи-рованная база, которая занимается диагностикой, наукой. В диагности-ке у меня работают - и этому может позавидовать приличный научно-исследовательский институт - один доктор и 15 кандидатов технических наук. Работаем над диагностикой оборудования  -  подстанций, линии, всего энергетического комплекса. Два новых филиала для Урала и Западной Сибири - в Сургуте и в Екатеринбурге.
Раньше мы туда появлялись наездами, по мере необходимости. Когда было необходимо на Тарко-Сале, на линии срочно шлейф сделать, а то линия отключилась. Это для нефтяников. Туда бригаду посылали, которая в 40-градусный мороз под напряжением проводила ремонт. Это были аварийные ситуации, а теперь мы в эти регионы решили прийти на постоянной основе.

- Как вы оцениваете состояние сетей и подстанций?
- Я не могу судить о сетях 10 кВ, 35 кВ, потому что с ними не связан. А сети высоковольтные, начиная от 220 и выше, изменились здорово! Лет 15-20, когда деньги в них не вкладывали вообще, они как бы жили и ждали своего часа. Потом о них вспомнили, пошли очень хорошие инвестиции, которых и в советскоето время не было. Много объектов прошло и полную реконструкцию, и  частичную реконструкцию, масса мероприятий выполне-на была по улучшению надежнос-ти сетей. Были реализованы боль-шие программы - по замене вводов, и сейчас все это тоже продолжается. Это и высоковольтные вводы на маслонаполненном оборудовании. Замена фарфоровой изоляции,   замена грозотросов на линии,  замена распорок на линиях электропередачи. Потому что если брать линии 500 кВ. то самая старая Куйбышевская - 54-го года пуска, моя ровесница. С точки зрения техники линия, которая простояла 50 лет, уже прабабушка. В нее не закладывали такие сроки службы. Главное, что в том же ФСК (я так считаю как специалист) правильно было сделано: есть текущие ремонтные программы, и есть так называемые целевые программы. То есть из опыта эксплуатации выясняется, что вот такой-то узел уже во многих местах выходит из строя. Его выделяют, выдергивают из общей ремонтной программы, создается целевая ремонтная программа. Замена опорной изоляции - громаднейшая программа, которая проводится последние шесть лет. Это изоляция опорная, из-за которой падали разъединители, шинные мосты. Фарфор старел, тысячами штук мы их меняли. И продолжается эта программа. Удар по болевым целевым точкам - вот что такое целевые программы.
Я напоминаю, энергетика - это инерционность и консерватизм. Можно не подходить к сетям. Можно не подходить к генераторам. Крутится и крутится, работает и работает. Что ремонтировать? Давайте подождем, пока он развалится, а тогда заменим. Но беда-то в том, что тогда он будет не один, а их будут сотни, или сетей будет не километр, а тысячи, и развалятся они оттого, что мы к ним не подходили. Но энергетику за день, за неделю не восстановишь. В энергетику - дозированно, разумно - деньги нужно вкладывать постоянно. Завтра экономика заработает, она потребует мощностей. Вот когда пик был перед кризисом, сразу возникла проблема присоединения, проблема мощности в отдельных регионах стала сдерживающим фактором развития экономики. Люди готовы построить завод. Они готовы инвестировать деньги.

Но для того, чтобы этот завод заработал, нужны киловатты мощностей. А их нет. И чтобы этот киловатт привести, либо здесь генерацию надо построить, либо сюда перетянуть откуда-то, где избыток есть. А это процесс серьезный. И долговременный.

беседовал: Алексей Иванов
ЭНЕРГОПОЛИС I  июль-август 2009


Возврат к списку

(function(w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter3923809 = new Ya.Metrika(3923809); yaCounter3923809.clickmap(true); yaCounter3923809.trackLinks(true); } catch(e) { } }); })(window, 'yandex_metrika_callbacks');