Наука – Сервису!
13.09.2010
Возврат к списку
Производство ремонтных работ под напряжением (ПРН) прочно вошло в практику обслуживания воздушных линий электропередачи (ВЛ) и стало приоритетным направлением в деятельности ОАО «Электросетьсервис ЕНЭС».
Главным условием ПРН является обеспечение безопасности ремонтного персонала. Прежде всего, необходимо исключить перекрытие изоляционных промежутков в зоне ПРН не только под рабочим напряжением ВЛ, но и при случайных перенапряжениях. Определяющим фактором для безопасности ПРН является электрическая прочность воздушных промежутков. Минимальные длины воздушных промежутков строго регламентированы требованиями ГОСТ и стандарта МЭК.
Но в ряде случаев выдержать их не представляется возможным. Что делать в этих случаях? Отключать и выводить линию в ремонт? Но это всегда быть в проигрыше, а иногда и просто невозможно по условиям надежности энергосистемы. В этих случаях необходим защитный аппарат, который ограничивает амплитуду опасных перенапряжений.
Предлагавшиеся ранее в США защитные искровые промежутки не имеют перспектив применения для ПРН уже потому, что их случайное срабатывание приводит к крайне нежелательному явлению – отключению ВЛ из-за сопровождающего тока дугового замыкания. Немаловажен и чисто психологический эффект. Дуговое замыкание вблизи зоны ПРН чревато серьезными психологическими воздействиями на членов бригады.
Безальтернативным вариантом в этом случае остается применение линейных разрядников (ЛР) изготовленных на основе нелинейных ограничителей перенапряжений.
Применительно к ПРН ни одной конструкции ЛР в мире еще не было создано. Такая попытка впервые предпринята в ОАО «Электросетьсервис ЕНЭС». Для ее реализации были сформулированы основные технические требования к специальным ЛР. Опытные образцы ЛР на классы напряжения 220, 330 и 500 кВ были разработаны, и изготовлены в ЗАО «Феникс-88» (г. Новосибирск). Высоковольтные испытания опытных образцов проводились во Всероссийском электротехническом институте (ВЭИ, г. Москва). Испытания проводились под руководством опытнейших специалистов д.т.н. Корявина Алексея Родионовича и к.т.н. Волковой Ольги Владимировны. В испытаниях приняли участие сотрудники ОАО «Электросетьсервис ЕНЭС» главный инженер Новосибирской СПБ д.т.н. Овсянников А.Г., начальник службы ВЛ Батраков А.М. и и.о. генерального директора Фролкин Е.Н., а также генеральный директор ЗАО «Феникс-88» Данилов Геннадий Александрович и главный конструктор Зубков Александр Сергеевич.
Результаты испытаний подтвердили правильность расчетных характеристик. Теперь дело за полевыми испытаниями и проверками.
Александр Овсянников